Процедура регистрации товарного знака подробно описана на официальном сайте Роспатента: http://www.fips.ru. Коротко обозначим основные этапы этой процедуры:
1. Нужно составить заявку, подписать ее и заверить печатью (для юридических организаций). Заявка представляется в Федеральный институт промышленной собственности, патентам и товарным знакам (подразделение Роспатента) и подается отдельно по каждому товарному знаку. За совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией объектов интеллектуальной собственности, взимаются государственные, патентные и иные пошлины (п. 1 ст. 1249 ГК РФ). Правила взимания указанных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Размер пошлины зависит от количества заявленных классов, для которых испрашивается регистрация товарного знака. Заявляемое обозначение представляется в виде изображения (будь то этикетка, другое плоскостное, объемное, или иной объект интеллектуальной собственности) которое прилагается к заявлению. Если заявка подается для регистрации коллективного товарного знака, то к заявлению прилагается его устав (п.1 ст. 1511 ГК РФ).
2. После сдачи заявки устанавливается приоритет, который определяется по дате поступления ее в патентное ведомство. Также заявитель, после сдачи заявки, имеет возможность истребовать конвенционный, выставочный и международный приоритет (ст. 1495 ГК РФ). Заявка, поданная в патентное ведомство, подвергается экспертизе, которая включает в себя предварительную формальную экспертизу и собственно экспертизу заявленного обозначения. Предварительная формальная экспертиза проводится в течение одного месяца с даты поступления заявки и завершается либо принятием заявки к ее дальнейшему рассмотрению (экспертиза по существу), либо отказом в ее принятии.
3. Следующий этап - это экспертиза заявки по существу (экспертиза, на предмет его соответствия признакам товарного знака статья 1499 ГК РФ) отсутствие абсолютных (статья 1483 ГК РФ) и относительных оснований для регистрации товарного знака. При этом, проверяется соответствие материалов установленным требованиям (в соответствии с «Правилами регистрации товарного знака и знака обслуживания», правильность указания в заявке перечень товаров и услуг, их группировка по классам МКТУ (международной классификации товаров и услуг) приоритет товарного знака, а также соответствие заявленного обозначения условиям охраноспособности. После завершения экспертизы выносится решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в регистрации (пункт 2 статьи 1499 ГК РФ). В решении об отказе в регистрации товарного знака приводятся обоснование мотивы отказа. Решение о регистрации товарного знака, также может быть принято как полностью в отношении всех заявленных товаров и услуг или частичной регистрации (регистрации в отношении части заявленных товаров и услуг). Любое решение экспертизы можно обжаловать в вышестоящем органе: «Палате по патентным спорам». Срок обжалования - в течении 3-х месяцев с даты получения решения. Процедура оформления прав завершается регистрацией товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, выдачей свидетельства, публикацией сведений о регистрации (ст. 1503, 1503, 1506 ГК РФ). За процедуру регистрации товарного знака взимается государственная пошлина. В случае если пошлина не уплачена, или документ, подтверждающий уплату государственной пошлины не представлен в установленный срок, регистрация и соответствующая заявка считается отозванной.
На самом деле много нюансов влияет на то, будет зарегистрирован заявленный товарный знак или нет. Поэтому, в большинстве случаев, мы рекомендуем клиенту купить готовый товарный знак.
Цены на товарные знаки отличаются. Здесь нет общего подхода. Цена зависит от того насколько силен товарный знак, когда он зарегистрирован, сколько лет производились товары под этим наименованием, в каких объемах, каков бюджет рекламы, и так далее. На рынке предлагаются товарные знаки и по большим ценам. Часто это оправдано потому, что на самом деле придумать и зарегистрировать товарный знак - это работа, которая требует искусства, труда времени, квалификации и терпенья. Хороших товарных знаков не так много, как кажется на первый взгляд. Цены на хорошие товарные знаки в отношении высоколиквидных и прибыльных товаров колеблются от 250 тыс. рублей и выше до миллиона. Хотя есть много случаев когда товарные знаки покупаются и за большие деньги.